Мода циклична: почему она возвращается?

Автор: lipa вкл. .

Заметили, что 70-е, 80-е и 90-е уже давно прошли, однако мода на брюки-клеш, яркий мейк и чокеры возвращаются последовательно? Я открою тайну – мода циклична, она повторяется каждые 20 лет. Отныне свой гардероб можно продумать НАСТОЛЬКО заранее. Постараюсь объяснить, почему это происходит и как загодя узнать, какие элементы вернутся в моду, а какие аксессуары можно смело выбрасывать по окончанию сезона.

5

Занимаются изучением феноменом моды социологи (да, они не только проводят соцопросы). Они выяснили, что мода – это явление, которое идеализирует те или иные аксессуары, одежду, обувь, стиль в соответствии с идеалами и общим пониманием прекрасного.  

Модным становится то, что является современным и оригинальным, а не наоборот. И с одной стороны это заставляет нас следовать «духу времени», а с другой – выражать свою непохожесть и индивидуальность. Модный идеал создается не как конкретная вещь, а как целый образ: элементы одежды на моделях из Инстаграма, журналов и видео продаются не как конкретная вещь определенного размера, цвета и фактуры, а как желаемый образ статуса. Фотографы и дизайнеры стараются передать не только характеристики одежды, но и создать вокруг нее виртуальную социальную среду.  Например, героиня сериала «Секс в большом городе» хотела сумку от Birkinне потому, что та нравилась ей сама по себе, не из-за ее цвета или формата, а потому что обладательницы этой эксклюзивной вещи сразу приравнивались к высшему обществу. Не потому ли многие скупают «Айфоны» в кредит? Вот только не говорите, что единственная причина, почему люди за сутки до старта продаж новинки приезжают с палатками к дверям в AppleStore– это удобство их использования.

Процесс неустанного стремления к обновлению модной одежды, аксессуаров, гаджетов, обуви и пр. цикличен. И не только от сезона к сезону: повторение одних и тех же тенденций через определенный промежуток времени называется цикличностью. Подобный модный феномен легко можно объяснить, если предположить, что он связан с процессом социализации. В период «ранней взрослости» - с 17 до 25 лет мы приобретаем навыки и ценности, складываем социальную информацию, необходимые для взрослой жизни в обществе. Совокупность людей, родившихся приблизительно в одно время (6-12 лет) будет называться поколением. У них будут схожие проблемы и способы их решения, взгляды и мышление, мнения и вкус, полученные в период адаптации к взрослой жизни и оставшиеся с ними навсегда практически без изменений. В этот же период поколение складывает свое мнение о моде и популярных трендах.

1

И тут мы подходим к самому интересному.

Когда через 20 лет после взросления некоторые индивидуумы из поколения достигают позиций лидеров общественного мнения (например, ведущего дизайнера или редактора журнала), они могут запустить в массовый оборот те тренды, которые сознательно или подсознательно выделяют в ряду других как лучшие. «Лучшими» оказываются тренды, перекликающиеся с модой двадцатилетней давности.

За эти 20 лет к границе периода адаптации к взрослой жизни подходит новое поколение, для которого предлагаемые модные одежда и обувь являются абсолютно незнакомыми. Наши мамы и папы носили худи и свитшоты в школе на физкультуре, только называли их «олимпийками» и «свитерами». Подобная инновация предстает как «ценностное припоминание» (перевод термина «анемнезис»). Одни и те же модели одежды для  родителей выглядят как «возвращение» юности, а для нового поколения – выход абсолютных новинок и трендов сезона. И так каждые 20 лет. В этом суть цикличности моды.

Сейчас на дворе 2017 год, и мы находимся посередине между поколением 2010-х и 2020-х. С точки зрения цикличной моды мы находимся между 80-ми и 90-ми. Из 80-х в наше время «перекочевали» платья с ассиметричными вырезами, люрексом, золотом, пайетками и другим ярким декором. А как насчет бомберов и очков с зеркальными стеклами? Как часто в 2017-ом вы видели девушек в босоножках на платформе, с огромными золотыми сережками в ушах, в оверсайз-шубах (может быть даже из экомеха)? То-то же! Еще одно модное веяние того времени — бодибилдинг. В текущем году в моде ЗОЖ: правильное питание, приседания, попа – орех, мышцы, фотографии в Инстаграме из фитнес-клубов, спортивное питание и вотэтовсе. А в 80-е в моде был Шварценеггер: все мальчики, юноши и мужчины были помешаны на мышцах и здоровом образе жизни.  Через пару лет мы целиком погрузимся в эпоху 80-х гг, а пока мы находимся в середине, можем еще пощеголять в одежде, оставшейся из юности в 90-е гг.

3

Бесконечный деним был в моде тогда и сейчас: брюки, юбки, куртки, рубашки, сумки – больше джинсы! Разница лишь в том, что в 2017 немодно носить это все сразу, вместе и одновременно. Пресловутые чокеры вдруг снова набрали популярность: хитросплетенные проволочные «украшения», в которых два десятилетия назад щеголяла каждая школьница во дворе, сегодня вернулись в моду. Стиль 90-х годов запомнился нашим мамам нездоровой любовью к кроссовкам и кедам. В сочетании с любыми нарядами женщины носили белые кроссовки или уродовавшие ноги серые кеды из резины. Ничего не напоминает?

Как знать, может быть через 20 лет в моду снова войдут спиннеры, вейпы, гироскутеры, самокаты, вегетарианцы, платья-мешки, татуировки, клетчатые рубашки, подтяжки, галстуки-бабочки, подвернутые штаны и бороды.

 

Екатерина Липатова на основе статьи Людмилы Ятиной «Мода глазами социолога»

Телефон для записи

425-15-22

Также читают

Ваше мнение очень важно для нас.

comments powered by HyperComments